Глава V. Два принципа

Второй принцип, который тоже надо хорошенько понять для правильного восприятия следующих глав, — принцип дискретности жизни...

Любое живое существо есть целостная система, которая может находиться в различных состояниях и всегда находится в каком-нибудь из них. Это всегда следует учитывать...

В качестве общепонятного примера различия состояний как таковых я обычно привожу графит, алмаз и уголь. Каждое из этих веществ состоит из одних и тех же атомов углерода, однако их физические свойства совершенно различны. Их различие определено различным характером взаимосвязи атомов в кристаллической решётке, или, иными словами — различной организацией... Этот пример из неживой материи является аналогом того, что известно и о различных состояниях живых существ. Вот пример различия состояний живого — возрастные стадии насекомого: яйцо, гусеница, кокон, половозрелое насекомое. Сколь велики различия между этими формами! А ведь все они — всего лишь различные возрастные состояния одного и того же существа... У людей различия между возрастными состояниями менее заметны, но они тоже есть, весьма существенны, и их недоучёт чреват серьёзными последствиями... Едва ли гусеница будет здорова, если окажется вынужденной вести себя как бабочка, и едва ли бабочке поздоровится, если она окажется в положении гусеницы... К счастью для насекомых — сие невозможно. А вот у людей подобные „заскоки“ встречаются довольно часто, и избегать их или избавиться от них — значит существенно улучшить свою жизнь. Понимать это чрезвычайно важно... О практических следствиях и сообразных правилах поведения рассказано в другой главе. А здесь я предлагаю просто осмыслить возрастные состояния, присущие человеку: плод, младенец, ребёнок, подросток, зрелый человек, родитель, пожилой человек, старик. — Каждое из этих состояний существенно отлично от каждого другого, а переход к следующему совершается в виде возрастного кризиса, скачком, как превращение воды в пар или в лёд... Иными словами: каждому из вышеназванных возрастных состояний присуща своя организация, свой тип жизнедеятельности.*)

Плод — это целый ряд различных состояний, которые человек проходит за время внутриутробного развития; они повторяют в сжатом виде историю Homo sapiens на дочеловеческом этапе. Состояние „плод“ преходит с рождением, когда прерывается плацентарная связь с организмом матери.

Младенец — это состояние, существенными признаками которого являются: питание исключительно молоком и неспособность самостоятельно перемещаться в пространстве.

Ребёнок — состояние, в котором человек находится до начала полового созревания; его наиболее характерными признаками являются: любопытство и потребность в родительской опеке.

Подростково-юношеский возраст — переходное состояние, биологический смысл которого — подчинение жизнедеятельности всего организма половой функции, его сексуализация.

Зрелость — детородный возраст, когда организм как целое сильно подчинён половой функции, а в более общем виде — делу продления рода.

Родитель — одно из двух основных состояний детородного возраста („самец“ — „самка“; „мать“ — „отец“); его существенные признаки: усиленное развитие основных функций жизнеобеспечения и „родительское поведение“...

Пожилой человек. Биологический смысл этого состояния — постепенное освобождение жизнедеятельности от половой функции и более сильное подчинение родовой, когда жизненно важной становится передача опыта...

Старость — последнее состояние человека; для него характерна организация, сообразная сакральным*) видам деятельности.

Данные выше краткие характеристики основных возрастных состояний имеют отношение к содержанию двух следующих глав.

далее >


*) Более подробно об этом можно прочитать в моей книге „О старости и старцах“ (СПб., «Исток», 1995).

*) От лат. sacer — священный, высший.


 
[Начало страницы] [Вернуться к оглавлению]

 
© Семёнов С.П., 1994
© Семенов С.П., 1998, с изменениями