Знакомясь с материалами этой книги, надо обязательно иметь в виду, что в контексте аутентизма, как особой идеологической системы, все слова религиозного, теологического и теософского происхождения в основном аллегоричны, то есть, передают крайне абстрактные понятия в живописной форме. Использование этих терминов обусловлено, с одной стороны, понятной отвлечённостью предмета, с другой — необходимостью обращаться к существующим лексическим средствам. Поэтому, во-первых, их следует воспринимать именно как аллегории, во-вторых, ни в коем случае не вкладывать в них смысл и чувства, которые с ними связаны в том или ином вероисповедании или теологической системе. Надо постоянно иметь в виду, что аутентизм внеконфессионален, то есть не является религией сам и не принадлежит ни к одной из существующих религий.

Введение

Аутентизм — это мировоззрение, то есть идеологическая система, охватывающая своими понятиями всё и вся с достаточно точно определённой позиции, каковая в данном случае зиждется на принципе аутентичности.

q*) История «открытия»  этого принципа начинается с того момента, когда я, тогда — молодой выпускник медицинского института (а это был 1976 г.), серьёзно заинтересовался проблемой здорового образа жизни. — Уверовав со студенческой скамьи, что легче не допустить развития болезни, нежели лечить её, я занялся активной пропагандой общеполезных сведений о том, как человеку следует правильно питаться, работать, отдыхать, общаться и т. д. и т. п. Вокруг меня скоро сложилась купа**) единомышленников. Сначала это были только медики, а после к нам присоединились и многочисленные искатели здорового образа жизни без медицинского образования. Мы все вместе заинтересованно исследовали литературные источники и доступные традиции оздоровления, такие, например, как хатха-йога. Спустя несколько лет в своей исследовательско-пропагандистской практике наш кружок с удивлением открыл для себя, что, оказывается, одни и те же действия по оздоровлению зачастую производят прямо противоположный эффект: у одних людей от выполнения какой-либо рекомендации здоровье и самочувствие улучшаются, а у других — ухудшаются... Сей факт привлёк наше пристальное внимание — по-видимому, отчасти в связи с тем, что господствовавшая в то время идеология уравнивала людей во всём... Мы же, исследуя различие эффектов одной и той же оздоровительной рекомендации на разных людях, всё больше убеждались, что люди серьёзно отличаются друг от друга... официальная точка зрения не верна!..

Приведу в качестве иллюстраций описанного «открытия» два наблюдения: одно — из области диетологии и касается вегетарианства; другое — из области психической культуры и касается аутотренинга...

О вегетарианстве. - Как известно, представление о вегетарианстве как наиболее здоровом стиле питания является весьма распространённым и широко укоренившимся. Вопреки нему, мы довольно скоро обнаружили для себя, что зачастую питание исключительно растительными продуктами не только не улучшает здоровье человека, но явно ухудшает его!.. — Так, например, для некоторых людей попытка вести чисто вегетарианский образ жизни оборачивается почечно-каменной болезнью. И это понятно, ведь одной из весьма распространённых аномалий***) обмена веществ является относительная слабость системы энзимов I), ответственных за утилизацию и превращения так называемых оксалатов (щавелевая кислота и её соли). А в большинстве растительных продуктов оксалатов много, поэтому потребление их человеком с означенной слабостью обмена веществ создаёт угрозу для его здоровья... Подобным людям вегетарианство не очень-то подходит в качестве здорового стиля питания... Аналогичным образом дело обстоит и при относительной слабости других сторон обмена веществ , если растительная диета возлагает на них чрезмерную нагрузку... Общий вывод на основе наших многочисленных наблюдений был таков: чистое вегетарианство не является универсальной диетической системой — по той простой причине, что многие люди не могут без вреда для себя питаться только растительными продуктами.II)

Об аутотренинге. - Другой пример — аутотренинг : опыт пропаганды аутогенной тренировки в качестве «общеполезного» способа снимать нервно-психическое напряжение довольно скоро убедил членов нашего кружка, что и этот способ коррекции здоровья подходит далеко не всем. Так, в частности, занятия аутотренингом явно ухудшали здоровье у тех людей, которые по своей натуре склонны к низкому артериальному давлению, то есть к так называемой гипотонии. И это достаточно понятно, ведь аутогенная тренировка отчасти строится на искусственном расслаблении, а артериальное давление сильно зависит от мышечного тонуса... Так что искусственное расслабление усиливает тенденцию к гипотонии и, значит, обычный аутотренинг противопоказан людям с означенной тенденцией...

Занимаясь поиском новых и исследованием известных оздоровительных рекомендаций, наша группа всё больше убеждалась в том, что, во-первых, никакого универсального, то есть подходящего для всех людей, здорового образа жизни не существует, а во-вторых (и это главное!) — человеческие различия существенны...

Я специально подчеркнул последний вывод, ибо фактически именно с него начинается история уже самого аутентизма. Дело в том, что, обнаружив для себя существенность человеческих различий, мы здесь же сформулировали и принцип аутентичности в качестве основы искомого здорового бытия. В соответствии с этим принципом, здоровым может быть только такой способ жизни, при котором человек ни в чём не противоречит своей натуре. Слово «аутентичность » производно от греко-латинского authenticus, что значит «подлинный, достоверный, соответствующий самому себе».

q     Сформулировав означенный принцип, мы оказались вынужденными озадачить себя двумя очевидными вопросами:

1.     Какова человеческая натура?

2.     Почему обычное состояние современного человека противоречит ей?

В поисках ответов на эти вопросы предстояло исследовать все сферы Бытия, ибо только так можно достаточно полно постичь природу Человека...

За истекшую четверть века кое-что, разумеется, стало ясно. Найденные ответы конечно во многом повторяют таковые наших предшественников, озадаченных аналогичными вопросами. Здесь можно было бы назвать многочисленные традиции и имена известных искателей истины со всех концов света. Однако наиболее существенной является связь с христианством , даосизмом и индоарийскими верованиями. Больше всего совпадений обнаружилось с В. С. Соловьёвым, С. Н. Булгаковым, Н. А. Бердяевым, другими мыслителями русско-православной традиции. Сильное влияние и на меня, и на моих единомышленников оказали сочинения П. Тейяра де Шардена, К. Г. Юнга, Э. Берна. — Полагаю, знакомство с содержанием книги позволит эрудированному читателю достаточно ясно разглядеть, каким именно образом эти разнородные традиции и мыслители оказываются совпадающими в качестве предшественников аутентизма.

А что такое он сам, этот аутентизм ? — Это мировоззрение, которое сложилось в нашем кругу по ходу движения каждого к самому себе — из ответов на поставленные выше вопросы. — Фактически аутентизм мировоззрение аутентистов, то есть людей, сознательно совершенствующих себя и свою жизнь в направлении всё большего соответствия собственной природе...

Вот написал «природе» — и здесь же должен отметить, что наше, аутентистское понимание человеческой природы заметно отличается от принятого и широко распространённого. Поскольку само наше понимание является предметом всей книги, здесь, во вводном разделе, целесообразно представить лишь чреду взаимосвязанных на его основе наиболее общих понятий. Пусть эта чреда создаст схематический образ целого. Тогда каждый следующий раздел будет уточнять и раскрашивать его детали.

L      Человек. — В нашем понимании человек — существо природное, культурно-социальное и духовное, поэтому для всестороннего осознания собственного человеческого естества, необходимо рассматривать широчайший круг понятий, которым охвачены все сферы Бытия. Во всяком случае, обязательно постижение того, что есть Мир = Универсум ****), что есть Психея = Душа и чем она отличается от Духа... что есть Культура, Общество... какова связь между всеми этими сторонами Бытия и собственно человеком?

В связи с означенным пониманием человеческой природы уместно уже здесь выделить два очень важных представления, отличающих нашу позицию.

Человек не рождается Человеком... Каждый из нас рождается лишь существом, способным воспринять человеческую культуру и таким образом очеловечиться... Следовательно, человек в огромной мере таков, какова воспринятая им культура...

Человек от природы духовен... — Это значит, что каждый человек как представитель вида Homo sapiens обладает задатками способности взаимодействовать с трансцендентным*****). — Развитие данной способности осуществляется на основе духовной культуры , которая является важнейшей составной частью национальной культуры как таковой. Поэтому духовная развитость человека во многом определена его культурно-национальной принадлежностью.

L      Психея (от греч. yuch — душа) — бытие-для-себя живого существа. Такое определение предполагает наличие психического не только у сложноорганизованных живых существ, но и у весьма примитивных. Так что, на наш взгляд, размышления о психической организации какой-нибудь амёбы или клеток собственного тела могут представлять вполне серьёзный практический интерес... Не меньший интерес представляют и размышления о психической организации народа, человечества, биосферы *******) Земли, Солнечной системы и т. д.

L      Сознание. В нашем понимании это та часть психического строения, которая эволюционно предназначена для обеспечения непрерывного взаимодействия живого существа со средой его обитания, то есть жизненно важным окружением, на основе знания. У человека сознание сильно связано со словесным мышлением. Поэтому человеческое сознание во многом таково, каков освоенный язык... — Я отметил эти детали своего понимания, чтобы подчеркнуть следующее: сам человек в значительной мере тоже таков, каков освоенный им язык...Разрушение национального языка делает примитивным национальный тип личности ...

L      Мир = Универсум. Для нас это понятие прежде всего означает наличие взаимосвязи всего и вся. А ещё оно означает признание того, что Мир — Целое... Мир внутренне един, хотя имеет очень сложное строение.

Дополнительный смысл, который мы тоже вкладываем в понятие об Универсуме, состоит в том, что Он — Организм, Живое Существо... огромное, но живое...

Ещё один дополнительный смысл: Универсум имеет многоуровневое строение. При этом на многих уровнях он состоит не только из косной материи, но и из разнообразных живых существ.

L      Жизнь . Жизнь — особая форма Бытия: Бытие целеустремлённое и целеподчинённое... —  За этими словами стоит понимание того, что любое живое существо устроено целесообразно, а цель предположена в Будущем...

Важным дополнительным определением Жизни является утверждение, что она (Жизнь) коренится в Будущем... — Обобщённая формула нашего понимания такова: Жизнь коренится главным образом в Будущем, в Будущее устремлена и в своей организации подчинена тоже Будущему...

Как Вселенское явление, то есть как особая форма Бытия, Жизнь простирается на все уровни строения Универсума. При этом простейшие живые существа состоят только из косной материи. Тогда как более сложные состоят и из косной материи, и из живых существ меньших уровней организации Универсума. Так, например, человек состоит из клеток, а сам является составной частью планетарного организма.

L      Духовная Реальность. На основе присущей Универсуму внутренней взаимосвязи всего и вся осуществляется его внутреннее единство и бытие-для-себя. Бытие-для-себя Универсума имеет сложное строение, которое постижимо для человека лишь отчасти. В этой части оно и есть Духовная Реальность. Опыт постижения духовной реальности — духовный опыт... Обо всём этом в книге есть особый раздел, посвящённый наиболее общим вопросам духовной практики и восстановления духовного порядка.

— А каков он сам, этот порядок?

— Особое место в нашем мировоззрении занимает понятие о Богочеловечестве. С практической точки зрения это понятие является едва ли не самым существенным, и оно чётко отделяет аутентизм от всех других идеологических систем. Представить его здесь, во введении, то есть без предварительного обсуждения других фундаментальных понятий, можно лишь в самом общем виде...

...Жизнь на Земле всем ходом своей истории породила человека разумного (Homo sapiens). Однако наиболее принципиальное отличие человека от всех других живых существ состоит не столько в присущей ему способности сознательно постигать реальность, сколько в способности постигать её на основе универсальной взаимосвязи = трансцендентно = духовно вне физического времени и пространства... По мере исторического развития человечества опыт духовного постижения Универсума и единение на основе этого опыта становятся всё более важными началами как общечеловеческой жизни (= жизни всего Человечества ), так и личного бытия... Посредством духовной взаимосвязи человечество складывается в целостный организм, Субъект которого обнаруживается ищущими людьми в виде того или иного божественного персонажа или пророка (Христос, Будда, Кришна, Магомет и т.п.). Такая организация*******) предполагает, что когда-нибудь присутствие этого Субъекта в жизни каждого человека станет столь же значимым и обыденным, как общение с близким любимым человеком. Применительно к этой грядущей организации человечества мы и используем термин Богочеловечество, добавляя слово грядущее... А вообще Богочеловечество отчасти относится и к прошлому, и к настоящему, ведь времени в известном отношении нет...

Здесь важно обратить внимание на следующие особенности нашего понимания: Богочеловечество — не только отдалённая цель, к которой человечество устремлено искони по своей сути, но и Предвечная Родина для всех, кто ищет духовного причастия и бессмертия... Одно из слагаемых человеческой души бессмертно, и оно коренится главным образом в Будущем... — Фактически каждый человек отчасти является конкретным воплощением здесь и сейчас своего предсуществующего духовного начала. Аутентикация — Наш Путь постижения себя — естественным образом приводит к осознанию данного факта. Тогда далее человек начинает сознательно подчинять свою жизнь интересам Богочеловечества, исходя при этом из самого существенного, доброго и незыблемого в себе. В этой своей устремленности к бессмертному и божественному аутентисты мало отличаются от приверженцев всех других духовных Учений. Однако, с другой стороны, есть и существенные отличия: мы знаем, что «Царство Божие» = Грядущее Богочеловечество не грядёт само собой, что оно — плод созидательной деятельности всех людей, которые направляют и свою жизнь, и развитие человечества к этому Идеалу...

Короче говоря, мы уверены, что всяк из нас находится здесь и сейчас для того, чтобы своей жизнью приблизить его осуществление. — Мало знать о существовании Предвечной Родины, надо обрести личную связь с нею и направить всю свою жизненную энергию на воплощение богочеловеческого идеала. — Аутентисты — деятельный народ!

L      Культура. В нашем понимании культура — это совокупный опыт народа, который передаётся из поколения в поколение и обеспечивает выживание человеческих существ, развитие и самореализацию каждого человека. Если бескультурные живые существа достаточно жизнеспособны на основе своих врождённых свойств и инстинктов , то человек , в отличие от них, жизнеспособен, лишь осваивая культуру...

Сейчас культура почти повсеместно деградирует и замещается гибельной антикультурой . —  Наша цивилизация находится в состоянии очень опасного кризиса. И культуре, и глобальному кризису посвящены отдельные главы.

L      Общество. Согласно нашему пониманию, на основе национальных культур существуют национальные организмы , каждый из которых имеет все необходимые детали строения для обеспечения своей жизнедеятельности и взаимодействия с другими в составе Человечества, то есть Цивилизации. Сейчас идёт глобальный процесс интеграции ********) Человечества — с известным разделением функций между отдельными национальными организмами. Во многих местах планеты этот процесс осуществляется чрезвычайно болезненно, с гибельными последствиями для наций и государств. Во всяком случае, на территории России, всего бывшего СССР дело обстоит именно так. И нужны активные усилия, направленные на нормализацию положения...

Эта книга призвана способствовать и интеграционным процессам, и восстановлению исконного порядка в нашей стране... — И тому и другому посвящены отдельные главы.

Я вижу мессианскую роль России и намерен представить читателю это своё вúдение. Оно является неотъемлемой составной частью аутентизма — в том разделе, который касается исторической судьбы нашего Отечества.

далее >


*) Здесь и далее знаки, подобные q u используются для смыслового деления текста. — Ред.

**) Купа (старорусск.) — группа, совокупность.

      Здесь и далее, с согласия автора, мы приводим толкования и (или) этимологические указания для иноязычных слов и терминов, а также для русских слов, малоупотребительных в современном языке.

    N.B.  Везде в книге примечания редакции обозначены звёздочками ( *, **, ***...), а примечания автора — римскими цифрами ( I, II, III...). Первые имеют постраничную нумерацию, вторые — сквозную для каждой главы. — Ред.

***) Греч. anwmalia — отклонение от нормы; неправильность.

I) Энзимы — то же, что ферменты: белковые вещества, которые присутствуют во всех клетках и выступают в роли специфических катализаторов, то есть ускорителей и регуляторов различных химических процессов.

II) Приведённый пример ни в коем случае не следует воспринимать как указание на необходимость питаться в основном продуктами животного происхождения. Напротив, для большинства людей именно вегетарианство является наиболее здоровым стилем питания.

****) От лат. universum — вселенная, мир.

*****) Трансцендентный (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — в контексте сочинений С. П. Семёнова: сущий вне («по ту сторону») физического пространства-времени.

******) Биосфера (от греч. bioV — жизнь, sjaira — шар) — живая оболочка Земли.

*******) Здесь слово «организация»  означает тип строения.

********) Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение в целое каких-либо частей.


 
  [Вернуться к оглавлению]

 
© Семёнов С.П., 1998
© Семенов С.П., 2006, с изменениями