Взрослому человеку в какой-то мере психологически доступны различные возрастные состояния. При этом душевное состояние всегда в той или иной мере отражается на физическом. Так что оптимальным является лишь соответствующее возрасту. Однако это не значит, что следует неукоснительно находиться только в нём: общение людей друг с другом предполагает согласование их состояний или, иными словами, взаимное соответствие ролей; в противном случае возникают межличностные напряжения, которые могут вредить здоровью, а также всем видам деятельности куда больше, нежели несоответствие роли возрасту. Ниже даны рекомендации относительно того, как лучше взрослому человеку строить общение с другими людьми, используя разные роли. По понятным причинам такое общение становится всё более распространённым. У человека в детородном возрасте оно не вызывает болезнетворного напряжения лишь при условии достаточной сексуальной удовлетворённости. Это условие надо обязательно иметь в виду. Если Вы способны общаться из состояния, оптимального для Вашего возраста, надо стремиться к этому. Нормальному взрослому человеку в равной мере доступны два состояния: сексуальное („самец“, „самка“) и „родитель“... Спрашивается, к чему стоит стремиться? — По целому ряду причин я рекомендую в детородном возрасте ориентироваться преимущественно на сексуальное состояние, сообразно полу. Состояние же „родитель“ целесообразно использовать только в общении с детьми или с людьми, которые по каким-то причинам застревают в ролях „ребёнок“, „подросток“, „родитель“. Короче говоря, взрослому мужчине следует стремиться быть мужчиной — „самцом“, а это значит:
Для женщины в детородном возрасте лучшее состояние — „самка“, а это значит:
Ниже представлены коммуникативные комбинации, удовлетворяющие данному принципу:
ПРИМЕЧАНИЯ.
ПРИМЕЧАНИЯ.
ПРИМЕЧАНИЯ.
ПРИМЕЧАНИЯ.
ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Подростковые роли во многих „отцах“ возбуждают „карательные“ чувства, поэтому весьма рискованны в отношении конфликтов. В то же время, если их исполнять с поправкой на указанную тенденцию, они вполне уместны, ибо приемлемы для „отцов“. 2. Родительские роли подходят для общения с „отцами“ лишь относительно неких „детей“ или „юношей“... Во многих случаях реально таким фоном могут быть любые субъекты и объекты, нуждающиеся в „родительской“ опеке: старики, животные, природа, народы, идеи и т. п.
ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Все примечания к пункту V относятся и к данному. 2. Как уже было указано, мужчины могут играть „материнскую роль“ без особого вреда для себя. Если для партнёра его „материнская роль“ предполагает лишь такую форму „товарищеских“ отношений, можно ему подыгрывать.
ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Роли „ребёнок“ и „подросток“ приемлемы в партнёре лишь для тех „пожилых людей“, которым свойственны выраженные родительские черты. В таких случаях справедливо всё отмеченное в пунктах V и VI. Если же основной чертой „пожилого“ оказывается сакральный интерес, роли „ребёнок“ и „подросток“ мало подходят для общения с ним. 2. Роль „взрослый“ — разновидность роли „равный“, „товарищ“: она вычленяет бесполое человеческое начало взрослого в противопоставлении его такому же бесполому началу детей и подростков. Если для „пожилого человека“ возможно вычленение в себе „взрослого“, то аналогичная роль со стороны партнёра тоже уместна. При этом подразумевается существование неких инфантильных третьих лиц и противопоставленность им, как взрослых — не взрослым. 3. Роль „старый человек“ — это роль „умудрённого годами и духовной практикой“; её можно использовать по отношению к роли „пожилой человек“, лишь обладая соответствующими признаками. Это касается вообще всех случаев использования данной роли, но совершенно обязательно, если партнёр — „пожилой человек“.
ПРИМЕЧАНИЕ. „Старый человек“ в состоянии общаться с партнёром, играющим любую роль, при условии, что его роль („старого человека“) воспринимается именно таковой. Если данное условие соблюдается, „старый человек“ может общаться и с „родителями“ — относительно их забот; и с „самцами“, и с „самками“ — относительно их интересов, проблем... Он — „советчик“, „мудрец“, „духовное существо“. L В заключение этой главы ещё одна рекомендация: следует избегать застреваний в состояниях, не соответствующих возрасту; в то же время стоит стремиться к тому, чтобы все основные коммуникативные роли были доступны. В действительности большинство людей сильно привязано к возрастной роли и испытывает затруднения в исполнении других. Довольно распространён также коммуникативный инфантилизм, когда человек постоянно играет роль, явно отстающую от возраста („ребёнок“, „юноша“). Нередко встречается и застревание в различных ролях... Как правило, душевный инфантилизм и застревания имеют невротическую природу. Если Ваше положение таково, стоит обратиться к грамотному психологу-психотерапевту и с его помощью расширить свои коммуникативные возможности. Во многих случаях достаточно просто хорошенько самостоятельно подумать на свой счёт и попытаться быть более гибким в общении — придёт успех. Ещё одно важное замечание: психическая деятельность человека в некотором отношении опирается на диалогическое мышление, этакий „внутренний диалог“... Так вот, следует иметь в виду, что и этот „диалог“ предполагает вполне определённые роли: думая, человек тоже играет ту или иную „роль“. При этом успех дела, естественно, во многом зависит от того, насколько „роль“ соответствует делу... Писать лирические стихи из роли „самец“ или „самка“ возможно, а вот решать какую-нибудь научную проблему нельзя. В то же время для решения политических проблем очевидно нужна „родительская“ роль, а для духовных откровений — роль „старца“... Короче говоря, разноплановая психическая деятельность нуждается в различных „ролях“. Осваивать их лучше всего в живом общении с другими людьми, однако во избежание „психических травм“ не следует превращать его в бестолковое „кривлянье“ — старайтесь не отступать от представленных здесь рекомендаций... Ещё надо обязательно иметь в виду следующее: мера душевной пластичности у всех людей разная, поэтому вполне может оказаться, что Вы не в состоянии освоить никаких новых ролей... По этому поводу не стоит сильно переживать, ибо такая „ограниченность“ — дань своеобразной „специализации“ в пределах человеческого рода. — Кто-то больше семьянин; кто-то — поэт; кто-то — учёный; кто-то — философ... Во всяком случае, не следует насильно „загонять“ себя в какую-нибудь роль, дающуюся с большим трудом, — так Вы больше потеряете, чем приобретёте... И ещё: направления своей деятельности надо выбирать, конечно же, сообразно доступным ролям... |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|