«Мистерия дружества и любви»

(Текст оздоровительной психопрофилактической программы широкого назначения)


Программа первоочередных действий

Следующий пункт программы звучит библейски: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

– Поскольку для каждого из нас ближайшим другим является его собственное тело, постольку отношение к нему фактически определено отношением к другому. Сейчас это отношение является враждебным и, следовательно, аутоагрессивным, калечащим. Исправить положение можно только одним способом – возлюбив другого, как самого себя...

Но что есть любовь? – Чтобы научиться любви, надо ясно понимать её природу. Моё представление на сей счёт таково:

Для человека одной из самых существенных возможностей самореализации является возможность соединения с другим без причинения ему какого-либо ущерба. Поэтому существуют и соответ­ствующее влечение, и соответ­ствующее чувство — любовь, и ряд соответствующих потребностей. — Всё это любовь. На первый взгляд любовь связана только с влечением к людям, однако по сути это не так. – Любовь возможна и по отно­шению к другим живым существам, и даже по отношению к неживому. Любовь к людям — это особый род любви, важнейшими отличи­тель­ными признаками которого являются следующие:

  • переживание родства;
  • стремление к близости (в основном с социально-зиждительной целью или с целью продолжения рода);
  • блокировка и разрушительных намерений, действий как таковых вообще, и прежде всего агрессии.

По причине означенных отличий любовь к человеку, как правило, гораздо более сильное чувство, нежели любовь к чему- или кому-либо другому. Оно многократно усилено, если имеет место ответная любовь, когда реализуется возможность быть не только любящим, но и любимым.

Соединительное влечение к другим людям человек испытывает на протяжении всей жизни. Так что любовь естественным образом определена стадиями развития и появление основных видов любви очевидно соответствует им:

  • В грудном возрасте это любовь к матери.
  • В детском — любовь к родителям и братская любовь.
  • В отрочестве — дружба.

  • В юности и в молодом возрасте — сексуальная любовь.

  • В зрелом детородном возрасте — чадолюбие.

  • В старости — духовная любовь.

На основе любви к человеку как индивиду развива­ются и такие виды любви, объектами которых являются надындиви­ду­­альные и спиритуальные, то есть духовные образования. Здесь важнейшими надо считать:

  • любовь к своему народу;
  • всечеловеческую любовь;
  • любовь к Богу.

Как видите, любовь – сложное чувство, так что библейскую заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» соблюсти отнюдь не просто: любви надо учиться во всех возрастах. При этом надо совершенно ясно понимать, что речь идёт не столько о любви к некоему абстрактному человеку или к конкретным людям, сколько о любовном отношении ко всем предопределённым объектам любви. Так, например, надо стремиться к такому положению, чтобы Ваше отношение к родителям стало любовным независимо от того, каким оно было до сих пор, живы они или их уже нет. И так по всем направлениям... Если Ваше нынешнее отношение к тому или иному близкому человеку является плохим, надо непременно найти основания для того, чтобы улучшить его. Задача состоит не столько в том, чтобы объективно наладить добрые отношения, сколько в изменении собственного отношения. Это именно Вам надо любить родителей, родственников, друзей, свой народ, Родину, Человечество, Бога (если Вы в него верите)... – Надо, потому что, как слагаемые субъективной реальности, все эти реалии суть детали Вашего собственного строения и, следовательно, без ущерба для здоровья не подлежат отчуждению...

ИНТЕРМЕДИЯ №10

– Как можно жизнь свою теплить,

Когда лишь теплится порою,

А солнце скрылось за горою?.. –

Как можно жизнь свою теплить?

 

– Рецепт и прост и очень древен:

«Люби другого, как себя...» –

Душа затеплится любя,

И искру высечет, как кремень... 

 


А сейчас – ещё одно духовно-психологическое правило.

  в начало далее >>




© Семенов С.П., 2005