«Мистерия дружества и любви»

(Текст оздоровительной психопрофилактической программы широкого назначения)


Программа первоочередных действий

Следующая рекомендация: Надо избавиться от установки всем угождать...

В обстоятельствах всеобщего отчуждения и ненависти, конечно, очень хочется быть любимым. А как получить признание и любовь окружающих, если все одержимы принципом «купли-продажи»?..

Одним из весьма распространённых способов иллюзорного решения этой проблемы является психологическая установка угодника. Я имею в виду не угодничество, как сознательную позицию корыстного человека, а именно бессознательную установку – на то, чтобы быть хорошим, нравиться. Как правило, стремление всем угождать выражает, с одной стороны, психологический инфантилизм, позицию «ребёнка», ищущего родительского одобрения и любви; с другой ­– принцип торговли, согласно которому, дабы что-то получить от партнёра, надо непременно дать ему что-то приятное для него, имеющее «товарный» вид. Беда в том, что человек, одержимый стремлением быть хорошим для всех, постоянно служит чужим интересам, и фактически теряет при этом собственную жизнь. В связи с этой проблемой вспоминается следующая сутра из Дхаммапады:

    (166) «Пусть он не пренебрегает своим собственным благом, как бы ни было велико благо другого. Познав свое благо, пусть он будет привержен высшему благу».

Надо искать таких отношений, при которых и Вы любите, и Вас любят не за какие-то отчуждаемые качества, а просто как человека. Иными словами: нельзя подменять любовь торговлей. Жажда соединения универсальна по своей природе, и утолить её может только любовь. Об этом хорошо сказано у Гёте в стихотворении «Душа Мира»:

    «И гасит пламя безграничной жажды

    Любви взаимной взгляд.

    Пусть жизнь от Целого приемлет каждый

    И вновь – к Нему назад».

ИНТЕРМЕДИЯ №9

Весь век старался

быть для всех хорошим,

Всем угождать.

А стар стал

– оказался

всеми брошен,

Чего же ждать?..

 

Душа его растащена на части,

И жизнь прошла.

Без горести прошла, но и без счастья.

Остался шлак.

 

А шлак, известно, никому не нужен.

И нет пути.

Точнее, он становится всё уже...

Уж не пройти.

 

«Люблю за то... люблю за это...» –

Всё это ложь, сплошной обман.

– Всё это вопреки завету –

Любовь – не денежный карман...

  в начало далее >>




© Семенов С.П., 2005